Ниже по течению – рецензия на роман Сергея Недоруба «Песочные часы».
Путь первого сталкера
Как известно, к созданию книг серии “S.T.A.L.K.E.R.” привлечены как писатели, имеющие опыт (А.Калугин, В.Шалыгин, Р.Глушков), так и новички (В.Орехов, А.Степанов и в некотором роде А.Левицкий, более известный нам как сценарист игры "S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо"). Вот уже исполнился год, как появилась «сталкерская» серия, которой положил начало роман «Зона поражения» Василия Орехова, давшая понять, что серию ждет светлое будущее новеллизаций компьютерных игр. Один лишь факт заставлял если не помрачнеть, то точно расстроиться – Зона у каждого из авторов получалась своя. Если у Орехова Зона – место, где вполне можно жить, имея ствол, сноровку и держать ушки на макушке, то в «Дезертире» Степанова мы видим упадок не внешнего состояния Зоны (заброшенные деревни, заводы, кучи ржавых остовов автомобилей), а упадок самих сталкеров, готовых друг другу перегрызть глотку за право доминирования на мелком клочке земли (это, ей-богу, на каннибализм похоже), что не идет ни в какое сравнение с войнами кланов. Тем не менее успех «сталкерских» книг дал зеленый свет для ее развития и поднятия планки качества.
Собственно, именно это сейчас и наблюдается, о чем свидетельствуют «Мечта на поражение», «Обратный отсчет» - все-таки профессионализм авторов сказался на качестве романов. Одна беда – мнение о Зоне у авторов складывается порой очень противоречивые друг другу (приведенные выше «Зона поражения» и «Дезертир» - яркий тому пример). Тут не последнюю роль играет то, что авторы создавали свое видение Зоны лишь на основе тех указаний, что дали им разработчики игры S.T.A.L.K.E.R. Так и хочется иногда всучить писателям мышку с клавиатурой и отправить в виртуальный рейд в Зону…
И вот тут на сцену, при свете софитов и под аплодисменты публики, выходит писатель «из народа» Сергей Недоруб, автор невероятных «Песочных часов». Вот что действительно не хватало «сталкерской» серии – фанатского видения. Пусть и до «ПЧ» выходил сборник фан-фиков «Тени Чернобыля», но даже он уступает произведению Недоруба по всем параметрам: в каждом слове, в каждой букве чувствуется та самая атмосфера Чернобыльской Зоны. Можно сколь угодно писать о хорошо прописанных характерах героев, насыщенности событий, но эти слова будут бледны на фоне тех ощущений, что подарило мне чтение романа.
«Песочные часы» - роман прежде всего о Пути. Пути, который должен найти человек, а найдя, не сворачивать ни при каких условиях с него. Давайте посмотрим на героев.
Марк. Первый сталкер на Земле. Безусловно, персонаж, коих «сталкерская» серия еще не видывала. От него веет фанатизмом, фанатизмом, не поддавшийся безумию, а послушавший сердце. В тот момент, когда он не дождался Полины, когда он нашел Черный Кристалл, он определил свой Путь, свою цель – во что бы то ни стало вернуть любимого человека. Марк – не стандартный персонаж, не штамп и не калька. Индивидуальностью от него сквозит еще в первой главе, где он на глазах остолбеневшего Бергамота одолел химер необычным способом. Первоначально эта индивидуальность не идет ему в пользу: к нему относятся скептически, и даже Сидорович, предложивший новичку принести хвост псевдособаки, и получивший неожиданный отказ. Но затем находится человек, который видит в нем того, который достоин подражания – молодой сталкер Орех. На протяжении всей истории ничто не способствовало разрушению его веры в Марка, веры в то, что он снимет Заслон. Так выходит, что и у Ореха есть свой Путь в Зоне – учится у достойного учителя.
Сенатор – самый необычный персонаж «ПЧ». У читателя не раз возникнут в голове размышления по поводу этого сталкера. Ведь не случайно он рассуждает здраво в, казалось бы, безвыходных ситуациях, и философствует о насущных проблемах человечества. Не случайно он носит при себе целый арсенал холодного оружия, а сам Сенатор не расстается со своим одеянием – плащом с капюшоном. Вплоть до двадцать второй главы личность Сенатора будет оставаться загадкой. А ответ на нее будет нетрадиционен. Особенно примечательно, что Сенатор признает, что их цивилизация, хоть в плане развития обошла земную на пару поколений, но проигрывает землянам в самоотверженности и понятиях о человеческих ценностях.
Даже у Эльфа, олицетворения слабого и злобного существа, есть Путь. Да, он был неверен, но трусость и алчность сделали свое дело.
Необычно будет об этом писать, но химера, которая лишилась благодаря Марку своего потомства, тоже может являться действующим лицом. Понятно, что ею ведет ненависть и возмездие за убитых детей, это лишь подтверждает материнскую любовь к ним, готовность отдать собственную жизнь за продолжение их жизней.
Пожалуй, единственным персонажем переднего плана без хорошо выраженного Пути остается Борланд. Сталкер, обладающий всеми навыками для выживания в Чернобыльском аду, так и не выяснил, для чего затеяна эта игра с Зоной. Да, он обрел славу, уважение, но того стержня, который есть внутри Марка, Сенатора, Ореха, который ведет их по Пути, к цели, у сталкера нет. Он сам осознает это, и Борланду действительно хочется сочувствовать как и остальным героям эпопеи.
В плане драматизма «Песочные часы» спокойно обходит всех конкурентов. Стрельба обоснована, а диалоги не прибиты грубым гвоздем к происходящему, а гармонично вплетаются в один общий и прочный канат. Несколько раз менялось мое отношение к некоторым героям (взять того же Эльфа или Технаря): даже у такого предателя, как Технаря, имелось сердце. И его даже не станешь судить за предательство – он делал все возможное для того, чтобы его дочь жила.
Очень растрогали два момента: эпизод в главе «Призрачный поцелуй», где в туннеле сталкеры встречаются с девушкой-призраком, и сцена Марка и Полины в главе «Путь сталкера» - в первом проявляешь большое сострадание призраку, во втором – видишь светлые чувства и искренность отношений между влюбленными. Вот она какой должна быть, светлая любовь!
В фантазии Сергею явно не откажешь. Чего только стоит сцена в восьмой главе. Извольте процитировать.
«Марка вывел из оцепенения непонятный треск. Он какое-то время поискал источник звука и увидел, что напротив него сидит Эльф с нацеленным пистолетом и постоянно нажимает на курок. Оружие дергалось вхолостую, затворная рама была зафиксирована в заднем положении. Обойма была пуста.
– Ты чего? – спросил Марк и поразился тому, как звучит его собственный голос.
Он почувствовал рядом чье-то присутствие.
– Возьми шоколадку, сталкер, – сказал человек голосом Борланда. – Отлично снимает стресс.
Марк чуть улыбнулся, затем рассмеялся с закрытыми глазами.
– Ты мне уже давал, – сказал он. – Что, мне у тебя все съесть? Да и потом, у меня и у самого…
Марк поднял глаза и осекся.
У Борланда не было половины головы. Ее словно криво скосили. Улыбка манекена застыла на изуродованном лице.
– Возьми шоколадку, сталкер, – сказал страшный человек.
Марк открыл рот, чтобы издать такой крик, какого еще не было ни разу издано в Зоне, как прогремел выстрел. По тому, как пробежали волны по призраку, было ясно, что стреляли в него.
Призрак издал немой вопль, окатив Марка жарким воздухом, расплылся и уплыл дальше в сторону Агропрома.
– Возьми шоколадку, сталкер, – послышалось издали.
Настоящий Борланд все еще сидел с дымящимся пистолетом в руке.
– Ты посмотри, – удивился он. – Уже и меня пародировать стали».
Юмор – тоже неотъемлемая составная «Песочных часов», помогающая персонажам преодолеть стресс во время тяжелых ситуаций. В связи с этим снова цитирую:
«Сзади послышались чьи-то подпрыгивающие шаги. Сталкеры обернулись.
– Ну все, Орех, держись, – сказал Борланд.
– Что я? – спросил парень напуганно.
– Машинист поезда щас надерет тебе задницу за отстреленное колесо».
«– Встань, – велел он (Борланд) водителю, смотревшему на него с ужасом.
– Мы кого-то сбили…
– Наш сотрудник уже оказал ему помощь.
В подтверждение его словам прозвучала очередь из автомата Ореха где-то в нескольких метрах позади автобуса».
Примеры можно еще долго приводить.
Отличительная черта «Песочных часов» - сюжет. Он на все 100% оправдывает все 186 страниц в «Ворде». Начинаясь стандартным повествованием, роман трансмутируется в детектив, смешивается в нужной концентрации с экшеном и философскими идеями, и заканчивается грандиозной одой о человеческом самопожертвовании, самоотверженности. Наблюдать, как завитой в тугую пружину сюжет выпрямляется в линию с заполненными пробелами – ни с чем не сравнимое удовольствие.
Из недостатков - лишь очень малочисленные грамматические ошибки и общая сложность повествования. Но при всех перечисленных преимуществах на этом не хочется заострять внимание.
Прочтите «Песочные часы» - благодаря ним вы задумаетесь о собственном пути, если он еще не найден. А если он обнаружен – то «ПЧ» - лишний повод устоять на этом пути.
«В любом деле выбери направление и проложи себе рельсы, по которым поедет состав твоей судьбы. Без направляющих рельс поезд способен поехать, куда заблагорассудится – возможности безграничны. Но любое препятствие может оказаться для него роковым, каждая пропасть, каждый камень может сломать его. Если у поезда твоей судьбы будут проложенные тобою же рельсы, то он плавно и быстро покатится к цели. Путь для того и прокладывается, чтобы от него не отклоняться. Но со временем приходит умение делать на этом пути необходимые тебе ответвления»…
Очень ожидаю выход «Песочных часов» в печатном издании. Желаю удачи Сергею в написании «Тайны полтергейста» и вообще в продолжении начатого! Большое спасибо вам!