Автор:
Олег Ставицкий
Что? Производственный хоррор в космосе: безоружный инженер режет агрессивно настроенную биомассу на физически корректные куски.
Как? Минуя лучшую в мире офисную столовую, спортивный зал, гигантское зеленое поле и несколько контрольных пунктов, оказаться в маленьком душном помещении без света. Зато с гигантским телевизором и ВОТ ТАКИМИ колонками.
Мы шли на Dead Space без особого энтузиазма. Антон Логвинов бурчал себе под нос, что лучше бы мы остались в Лос-Анджелесе и досняли там Джо Кукана, за которым «Видеомания» гоняется еще с лейпцигской Games Convention. Оператор Саша сгибался под тяжестью штатива с видеокамерой и при любом удобном случае запускал на PSP японский Patapon. Подлинный интерес испытывал, пожалуй, только автор этих строк, который пересмотрел, кажется, все фильмы ужасов, созданные человечеством в период с 60-х по 90-е годы прошлого века.
C Dead Space Electronic Arts вторгаются на крайне опасную территорию. Во-первых, это хоррор, к которому компания не обращалась со времен, кажется, BioForge. Во-вторых, это хоррор в космосе — субжанр, с которым ни в кино, ни в играх никто не может совладать последние лет десять. Наконец, это survival horror — подвид компьютерных игр, который долгие годы пребывал в стагнации, пока не получил пинка от Resident Evil 4. Ну и финальный аккорд — сценарий. Dead Space на полном серьезе рассказывает историю инженера Айзека Кларка, прибывшего на огромную межгалактическую бурильную станцию «Ишимура», с которой неожиданно пропала связь и которую, конечно, опутала какая-то межгалактическая дрянь под названием некроморфы.
Главным поводом для моего персонального оптимизма были заявления авторов об, извините, «стратегической расчлененке». То есть главный герой режет инопланетную заразу на куски, отваливающиеся от нее в полном соответствии с законами физики. И все это не ради специфической красоты, а во имя геймплея.
Так вот, очень интересно наблюдать, как в течение презентации Dead Space планомерно развенчивал все наши заблуждения. Каждый предлог скорчить кислую мину, каждый наш скептический взгляд с легкостью трансформировался в экстатический восторг. Я исписал рекордное количество страниц в блокноте. Антон Логвинов в некоторых моментах, натурально, повизгивал. И даже оператор Саша на пару часов забыл про свою ненаглядную Японию.
Жанровое высказывание
Классический коридор «заброшенной» космической базы. Главный герой, поигрывая полигонами (модель безупречная), бредет по направлению к груде трупов. Окружающие компьютеры жизнерадостно моргают лампочками. По полу периодически стелется туман неизвестного происхождения. Кто-то с аппетитом доедает свою жертву за стенкой. Как только инженер, вооруженный какой-то внушительной бурильной пушкой, приближается к одному из растерзанных тел, оно недвусмысленно встает и с каким-то диким воем пытается откусить от Айзека кусок пожирнее. Раздается выстрел, у монстра с хрустом отлетают ноги, инженер давит его каблуком и следует дальше. На лицах сотрудников «Игромании» скепсис: это напоминает что угодно, но только не интересное жанровое высказывание.
Но вот уже в следующей комнате происходит столкновение поинтересней: на Айзека бросаются сразу несколько монстров, и он впервые проделывает трюк, который на самом деле является краеугольным камнем местной экшен-механики. Во-первых, замедляется время. Dead Space — вторая после Mirror’s Edge игра от Electronic Arts, которая использует рапид, самый затасканный прием последних лет, во благо геймплею. На экране в этот момент происходит следующее: первый же выстрел с хрустом отламывает утыканную острыми лезвиями вражескую конечность. Айзек подцепляет ее с помощью Kinesis Gun (это такой местный аналог Gravity Gun из Half-Life 2), набирает энергию для удара и запускает оторванный кусок в сторону медленно надвигающейся биомассы. Лезвия перебивают ноги сразу двум монстрам, те валятся на пол, и в этот момент заканчивается slo-mo. Действие моментально ускоряется: биомасса устремляется в нашу сторону стремительным ползком, а Айзек, истерически вжавшись в стену, добивает ее буквально за секунду до того, как некроморфы заносят свои жвала.
Тут нужно сделать паузу и разобрать сразу несколько ключевых моментов. В частности, рапид и Kinesis Gun. Навскидку можно вспомнить только одну игру, где замедление времени использовалось не для пижонского прыжка с двумя пистолетами (Max Payne) и не для упоения безупречной баллистикой (F.E.A.R.). Ближайшим ориентиром тут может служить… Prince of Persia: The Sands of Time. Там, если помните, без slo-mo действительно было никуда: Принц замедлял время для исполнения трюков и решения пространственных головоломок, а не для того чтобы просто покрасоваться (хотя и для этого, конечно, тоже). Здесь происходит примерно то же самое.
Идеальный пример местной игровой ситуации выглядит так. Айзек задумчиво смотрит на гигантский вращающийся маховик, который вроде бы должен войти в гигантскую же трубу. Логика Half-Life 2 подсказывает нам очевидное: инженер расчехляет Kinesis Gun и с размаху запускает маховик в трубу. Результат неутешительный: какие-то детали явно не стыкуются друг с другом, и маховик с воем вылетает обратно. Повторив эту же самую операцию в рапиде, мы четко отслеживаем момент стыковки, и все, кажется, получается.
Физика декораций и монстров, будучи скомбинирована с заезженными slo-mo, дает какой-то неожиданный результат: так сегодня играется мало какая игра, и так, совершенно точно, не играется ни один хоррор в мире. У привычных физических загадок в стиле Half-Life 2 появилась необходимая глубина, и они перестали напоминать первые упражнения с Havok. Плюс Айзек постоянно использует свой Kinesis Gun для решения понятных бытовых задач: подтащить к себе транспортировочную кабину лифта, кинуть во врага чем-нибудь тяжелым, отрезанную клешню, опять же, подобрать.
История в картинках
Тем временем выяснилось, что и с сюжетом у Dead Space не все так просто. Банальная, казалось бы, история о том, как инженер приехал на космическую станцию чинить связь, а обнаружил там пульсирующую биомассу, неожиданно обретает необходимую глубину. Во-первых, быстро выяснится, что Айзек имеет свои причины лететь на «Ишимуру» и на эту миссию его никто не назначал — он доброволец.
Во-вторых, некроморфы — это какая-то очень древняя межгалактическая зараза. Комиксы (всего запланировано шесть книг) призваны рассказать историю знакомства шахтеров с некроморфами, а также показать процесс превращения «Ишимуры» в космический вариант Содома и Гоморры.
И немного технической информации: за публикацию графических новелл отвечает издательский дом Image Comics (www.imagecomics.com), а в авторах ходит Бен Темплсмит, ответственный за вампирский комикс «30 дней ночи» (одноименная киноадаптация недавно прошла в российских кинотеатрах).
Животрепещущий пример неразумного подхода к расчленению монстров. Из живота именно этого некроморфа очень некстати на вас бросится стая неприятных липких тварей.